Игры импровизации начальной школы. Упражнения, задания, игры для театральных занятий

Игры импровизации начальной школы. Упражнения, задания, игры для театральных занятий

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию.

При обучении детей движениям, хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений.

На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к импровизации, то есть свободного, непринужденного движения под музыку. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И здесь нам на помощь приходит игра. Именно в игре ребенок может раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

При использовании импровизации на занятии никакого предварительного прослушивания музыки и разучивании движений не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным воздействием музыки. Не стоит подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих детей, так как это приводит к слепому копированию. Не надо мешать детям свободно импровизировать, но при этом необходимо следить за тем, чтобы они не придумывали движения не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

Игры-импровизации

«Магазин игрушек»

По любой считалке выбирается ведущий «покупатель», остальные дети «игрушки».
И.п. – «игрушки» располагаются врассыпную по площадке лицом к «покупателю».
Выполняются движения со словами:

Под музыкальное сопровождение дети разбегаются подскоками по площадке и замирают в любой позе, характеризующей какую либо игрушку, («становятся на полочку в магазине» ). «Покупатель» проходит между «игрушками» и выбирает, наиболее понравившуюся «игрушку». «Покупатель», и выбранный ребенок «игрушка», меняются ролями. Игра начинается сначала.

Как вариант игры; игрушки можно заводить. В этом случае дети придумывают интересные действия для своих игрушек, водящий должен угадать, что это за игрушка, и какое действие она выполняет.

«Зеркало»

().

Исходное положение – дети свободно размещаются на площадке. Они – «зеркала». Один ребенок – водящий. Он пришел в магазин, где много зеркал. Отражение (то есть копирование его поз и движений) может быть во всех зеркалах одновременно либо показываться в одном. Невнимательное «зеркало» выбывает из игры.

«Волшебные руки»

(Музыкальное сопровождение по выбору педагога ).

Исходное положение – дети садятся на колени в свободном порядке по площадке. Один ребенок – водящий. Он выполняет различные движения руками, остальные дети стараются их повторить. Тот ребенок, у которого получается лучше всего, занимает место ведущего.

«Контрасты»

Педагог выбирает разную по характеру и настроению музыку. С детьми заранее обговаривается, куда они хотят отправиться (волшебный лес, подводное царство, зимнюю сказку и т.д.) и в кого можно превратиться. Исходное положение – дети свободно располагаются по площадке. Педагог включает один из музыкальных фрагментов. Дети начинают двигаться под музыку. Педагог следит за тем, чтобы дети придумывали свои движения в соответствии с музыкой. Затем педагог включает следующий музыкальный фрагмент.

В этой игре важно, чтобы дети хорошо чувствовали контраст в музыке и двигались в соответствии с ней.

Иванова Дарья Эдуардовна
Музыкальные игры-импровизации как средство творческого развития дошкольников.

Существует несколько определений импровизации. Остановимся на следующем : Импровизация (от лат. improvisus - неожиданный, создание произведения одновременно с его исполнением (импровизация стихов, песен, танца, сцен в театре, музыкальная импровизация и пр .) . Истоками импровизации является народное творчество . Танцевальная импровизация родилась из народных обрядов, игр и празднеств. Имея в основе народные истоки, импровизация предполагает свободу выражения внутреннего состояния, раскрепощение.

Игры –импровизации предполагают полную свободу выражения чувств и ощущений. Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Для того, чтобы ребята могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей, поэтому задача педагога – только направить фантазию ребенка, а не навязывать свою собственную. С помощью занятий по импровизации дети учатся выражать эмоции через движения. Танцевальная импровизация решает задачи раскрепощения, развитие фантазии , ощущение свободы своего тела, ощущение партнера и пространства. Рассмотрим некоторые приемы импровизации в работе с детьми.

Все занятие строится в форме игры .

Я разбиваю такие игры по возрастным особенностям.

Музыку желательно использовать фоновую. Хорошо классику или из мультфильмов.

Игра «Вода и лед» 4-7 лет. Задача перейти из жидкого (плавные) состояния, в твердое (зафиксировать позу, когда останавливается музыка .

Игра «Пластилин» . В данной игре выбирается один ребенок, который встает в центре круга он, будет выполнять роль «Пластилина» , остальные по очереди «лепят» из него разные позы. Для детей в возрасте 6-7 лет можно обозначить конкретный образ.

Игра «Зеркало» . В данной игре необходимо разбиться парами. Один участник зеркало, второй его отражение. Зеркало повторяет за вторым участником.

Игра «Тень» Исходное положение тоже что и в и. «Зеркало» только второй участник встает с зади тени. С 6-7 лет.

Игра «Имена» Заключается в написании букв своего имени разными частями тела в пространстве. Буквы могут быть разные, важно детям объяснить, что они должны быть понятны и узнаваемы для них, а не для окружающих.

Игра «Цепочки» Дети встают в одну колонну и по очереди перебегают вперед, в конце принимая любую позу.

Игра «Нарисуй свой сюжет» . Дети учатся создавать свои танцевальные этюды. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений. Детям предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и представить какой-нибудь сюжет. Затем они пытаются самостоятельно выполнить этюд под музыку . Так же, можно предложить детям нарисовать соответствующий сюжет и обсудить разнообразные телесные ощущения, чувства и мысли.

Игры-импровизации можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности детей, в качестве альтернативы традиционным физульт-минуткам,; а также в свободной деятельности, для развития воображения, фантазии, самостоятельного творческого поиска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры импровизации для детей.

Я - КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК

Педагог. Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас - кленовый листочек.

Дети открывают глаза.

Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.

Мы - листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял. Имитируют движения листочка по желанию. Каждый выполняет по-своему.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Листочки плавно и бесшумно падали на землю.

Я вижу, как красиво движется Наташин листочек, Колин, Дашин... Листочки, разноцветные, золотистые, парят в воздухе, освещены лучами осеннего солнца.

Дети делают произвольные движения.

Но вот ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесет его в другое место.

Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком. Во время игры звучит специально подобранная мелодия.

ПОДСНЕЖНИК

Педагог. Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей, мы - корни растения - подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника.

Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих.

Дети наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу.

Наступил вечер, листочки закрываются в бутоны и готовятся к ночному отдыху.

Дети соединяют руки, изображая бутон.

Используется запись из альбома «Времена года» П.И. Чайковского.

БАБОЧКА

Педагог. Ребята, помните, мы сегодня на прогулке видели бабочку-лимонницу? Она была такая красивая, желтая-желтая, маленькая.

Вы знаете, зачем она прилетела к нам на участок? А для того, чтобы пригласить нас в чудесную страну цветов. Вы хотите там побывать?

Но, чтобы туда попасть, мы должны произнести волшебные слова: «Раз, два, три - в страну цветов неси!»

Закрыть глаза, покружиться 3 раза в правую сторону, 3 раза в левую и 3 раза хлопнуть в ладоши и открыть глаза. Все готовы?

Тогда отправляемся.

Дети произносят слова, выполняют оговоренные движения под музыку.

Вот мы и в стране цветов, и стали все мы бабочками. Расправили бабочки крылья. Ах, какие мы красивые! Любуются собой, друг другом. Здесь и лимонницы, и капустницы, и крапивницы, и адмиралы... Разглаживают лапками крылышки, умываются утренней росой. Ой, какая холодная!

Дети разводят руки в стороны, любуются собой, рассматривают друг друга, восхищаются. Умываются, моют глаза, лицо, «усики».

Вот и подготовились к полету. Огляделись вокруг. Сколько здесь кругом цветов! (Вырезанные из бумаги, лежат на полу.) Какой приятный аромат! Глубоко вдохнули, расправили крылья и легко вспорхнули. Крылышки нежно трепещут в полете, легко-легко порхают бабочки.

Дети оглядываются вокруг, рассматривая воображаемые цветы. Вдыхают воздух, разводят в стороны руки и имитируют полет бабочек.

Садимся на цветы, сложили крылья на спине. Пьем нектар. (Имитируют.) Ах, какой он сладкий, ароматный, приятный. Наелись и напились вдоволь. Как хорошо! Тепло! Как греет солнышко! Подставим правый и левый бочок, крылышко, спинку.

Дети греются на солнышке, сидя на цветах.

Ой, похолодало, солнышко спряталось за большую черную тучу. Какой сильный ливень начался. Скорее разлетайтесь, бабочки, и прячьтесь от дождя, кто под навес, кто в щелки, кто под листву деревьев!

Дети прячутся.

Холодно бабочкам, прижимаются друг к другу, крылышками машут на ветру. Скорее бы солнышко выглянуло! А вот и оно! Как сразу стало тепло и светло! Вылетели бабочки и снова стали летать, прохладной дождевой водой умываться. Теперь нам пора домой возвращаться, а полетим мы домой на спинке у большой бабочки.

ГРИБОЧКИ

Педагог. Ребята, закройте глазки, представьте, что вы - грибочки. Вы спрятались в травку, вставать совсем не хочется, тесно прижались друг к другу. Но вот первый луч солнца упал на землю. И грибочки потянулись к нему, вылезли из травы, подняли голову, посмотрели на солнышко, показали друг другу свои красивы1e шляпки, порадовались солнышку!

Дети закрывают глаза. Присели на корточки, прижались друг к другу. Медленно поднимаются, смотрят вверх, встали во весь рост, показывают руками шляпки, поворачиваются в одну сторону, в другую.

Показали друг другу ручки, подняли их вверх, погрели на солнышке.

Дети показывают друг другу руки ладошками вверх, делая фонарики.

Но вот туча набежала, дождик закапал: кап-кап-кап.

Дети звукоподражают.

Убрали свои ручки грибочки, спрятали под шляпку и стоят прямо, чтобы их дождик не намочил.

Дети опускают руки, прижимают к телу.

Но вот он кончился дождик, выглянуло солнышко. Радуются грибочки, прячутся в траве, чтобы их никто не нашел.

Дети улыбаются, садятся на корточки.

Вот и день прошел. Пора спать. Закрыли глазки, прижались друг к другу и заснули.

Дети закрывают глаза, прижимаются друг к другу.

СТРЕКОЗА

Действия большой стрекозы выполняет воспитатель.

Педагог. Случилось это на озере. Прилетела большая стрекоза и стала кружить над озером. Вскоре она выбрала себе место в зарослях камыша и начала откладывать яйца. Окунет кончик хвоста в воду - одно яичко, постоит над водой, окунет – еще одно яичко. Побросала их в воду и улетела. (Касается каждого ребенка рукой, превращая в яйцо. Тот, в свою очередь, садится на корточки, опускает голову.) Сначала яички лежали неподвижно, затем зашевелились, и из них вылупились личинки. (Обхватывают руками колени. Покачиваются, сидя на корточках.)Они совершенно не были похожи на свою мать, у них не было крыльев, поэтому они только ползли. Они были очень прожорливы и быстро хватали свою добычу челюстями.

Дети делают захватывающие движения руками, как будто стараются кого-то обнять.

Затем кладут себе в рот и проглатывают.

Дети выполняют загребающие движения поочередно каждой рукой. Делают глотательные движения.

Так проходили дни.

Настала пора личинкам превращаться в стрекоз. Ухватились они крепкими лапками за стебель тростника и начали карабкаться вверх.

Выползли личинки из воды и стали выбираться из тесной одежды, которая держится крепко и трудно от нее освободиться, как из скафандра. Последние усилия - и вот на тростнике молодые стрекозы.

Дети имитируют движения вылезания, как из тесной одежды.

Погрелись они на солнышке и стали расправлять свои крылышки.

Дети шевелят растопыренными пальцами. Небольшие Движения руками вверх-вниз. Машут руками с растопыренными пальцами.

Расправили свои крылышки, а лететь боятся. Надо сделать специальную зарядку для крыльев. Сначала ими надо немного пошевелить. Затем ими часто помахать. Теперь хорошенько расправить и помахать.

Можно лететь. Закружились стрекозки над рекой. Потом взмыли высоко-высоко и полетели.

Дети «летают». Кого воспитатель коснется, тот и «летит», куда он скажет.

Весь день до вечера на лугу резвились. Устали и решили отдохнуть. Одна села на малиновый куст, другая - на лист яблони, третья - на забор.

Можно сделать цветы из бумаги и разбросать в разных местах комнаты.

Сели отдохнуть, да так и проспали до самого утра. Так и прожили стрекозки все лето без забот и хлопот на лугу.

ПТИЦЫ

Метод привлечения: через рассматривание картин с изображением разных птиц и цветов, через наблюдение за ними на участке.

Педагог. Ребята, представьте себе, что вы - птички. Закройте глазки и присядьте - птички отдыхают на ветке и спит. Вот пригрело теплое весеннее солнышко, и птички проснулись, расправили крылышки, перышки, потянулись.

Дети закрывают глаза и приседают. Открывают глазки, плавно взмахивают руками, привстают на носочки и тянутся.

Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички и устали. Опустились на травку возле ручейка, попили водички. Снова полетели и опустились на птичий двор.

Дети взмахивают руками и бегают по залу. Приседают и наклоняют голову.

Поклевали зернышек и стали рассматривать обитателей птичьего двора. А там кого только нет: и важный - преважный индюк, и гордый петух, куры-хохотушки, и утята непослушные, и уточка кряква, и гусь-задира.

Дети наклоняют головы. Имитируют движения птиц: медленно ходят по залу с поднятой головой (петух), цыплята бегают, семенят. Курица ходит неторопливо. Идут вперевалку (утка), вытягивают шею, руки отводят назад. Бегают по залу.

Погостили птички у них и полетели домой. А солнышко уже садиться стало, небо потемнело, птички уселись снова на веточки, сложили свои крылышки и уснули.

Дети приседают, руки отводят назад за спину, закрывают глаза.

А теперь откроем глазки и снова станем детьми и нарисуем того,

кого видели на птичьем дворе.

Дети открывают глаза. Встают. Рисуют.

КАПЕЛЬКИ

Педагог. Ребята, помните, вчера вечером шел дождь? С неба летели капельки - большие и маленькие. Вот и вы сейчас в них превратитесь. Хотите? дождь шел сильный, но теплый. Капельки, одна за другой, падали на землю, на травку, на листочки деревьев. Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают, ведь уже наступила ночь. Капельки так устали, что заснули. А утром проснулись.

Дети кружатся, затем по очереди подпрыгивают и садятся на корточки. Дети складывают руки, опускают голову, закрывают глаза «спят».

Было холодно: (Брр.) капельки потянулись, зевнули, задрожали.

Дети открывают глаза, поднимаются, тянутся, зевают, дрожат.

Вот подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку. Но вот уже и самая последняя, нижняя ветка. Капельки посмотрели вниз. До земли ой как далеко! Ведь они такие маленькие. А ветер все сильнее, капельки слетели с дерева и закружились в воздухе. Они плавно летали то в одну, то в другую сторону, то опускались вниз, то кружили вокруг себя. А вот и земля, и наши капельки упали на травку, на цветочки.

Дети прыгают на месте, с небольшим продвижением на одной, двух ногах. Смотрят вниз, прыгают на двух ногах. Кружатся, свободные движения, плавные. Подпрыгивают, плавно приседают, встают, успокаиваются.

Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, погрели один бочок, другой.

Дети встают, тянутся, поднимают руки вверх, подставляют бочок, спинку.

День становился жаркий, солнце пекло все сильнее, и наши капельки стали понемногу испаряться.

Дети приседают медленно, опускают голову, руки, делаются как можно меньше.

А капельки, которые испарились, собрались на небе в большое облачко. Им стало очень весело вместе.

Дети встают в круг, берутся за руки.

Понравилось вам быть капельками? Хотите еще побыть кем-нибудь? Кем? Хорошо, в следующий раз еще поиграем.

ТОПОЛИНЫЕ ПУШИНКИ

Педагог. Ребята, какое у нас сейчас время года? (Весна.) А какое время года идет за весной? (Лето.)

А знаете ли вы, что в самом начале лета бывает все белым-бело? А почему? А это потому, что с тополей облетает пух. Вот сейчас я превращу вас волшебной палочкой в тополиные пушинки.

Мы легкие, воздушные пушинки и летим на землю плавно, купаемся в воздушных волнах и постепенно садимся на землю.

Дети разбегаются в разные стороны, садятся на корточки.

Вдруг поднялся теплый, легкий ветерок. Он нежно собирает нас в небольшую кучку и поднимает вверх над землей.

Дети собираются в небольшую кучку, встают с корточек на носочки и поднимают руки вверх.

Но мы, пушинки, любим свободу, и поэтому мы разлетаемся в разные стороны и кружимся в легком танце.

Дети разбегаются, кружатся.

Как это приятно - летать над землей. Наверное, люди завидуют нам, что мы, вот так просто, можем подняться вверх. Нежный ветерок закружил нас в хороводе.

Дети собираются в хоровод и выполняют произвольные движения.

Ему очень нравится с нами играть, резвиться. Но он не может оставаться больше с нами, ему нужно лететь в другие места, быть может, к другим пушинкам. Но мы не обижаемся на него, ведь он обязательно вернется. До свидания.

Дети машут руками, прощаются.

А мы летим к земле, чтобы опять подняться в небо.

Дети постепенно садятся на корточки.

В ходе упражнения играет легкая, тихая музыка.

СНЕЖИНКИ

Педагог. Ребята, хотите отравиться на зимнюю полянку? Тогда закройте глазки, и я вас сейчас превращу в снежинок, котopыe очутились на облаке. Оно такое легкое, мягкое, пушистое, белое-белое. Раз, два, три - глаза открыть.

Педагог касается до них рукой (волшебной палочкой), дети закрывают и открывают глаза, встав в круг.

Вот мы и очутились на снежном облаке. Но вдруг от тяжести оно не выдержало и отпустило все снежинки, которые закружились в воздухе. Они все такие красивые, легкие, пушистые. Упали на землю и стали исполнять свой танец снежинок. Сначала вправо-влево покружились, теперь вперед-назад покружились. Молодцы!

Дети собрались вместе, образуя снежное облако. Кружатся в разных направлениях. Плавно покачивают туловищем и руками в разные стороны. Кружатся. Выставляют ноги вперед-назад, поднимают руки вверх, кружатся.

Но тут подул ветерок, и все снежинки разбежались кто куда, в разные стороны.

Бегут врассыпную, на носочках.

Ветер успокоился, все снежинки набегались и упали на снежную поляну, образуя красивые сyrробы, и уснули. Молодцы!

Дети приседают на корточки, обхватив голову руками.

А теперь нам пора возвращаться в группу. Опять закройте глазки. Раз, два, три - глаза открыть. Вот мы снова превратились в ребят и очутились в нашей группе.

Снежинки

Тихо падают снежинки, Дети выполняют пружинку, руки в стороны. Встают в

Легкий ветер rонит их. хоровод, кружатся все отдельно.

То построит хороводы,

То, как в вальсе, закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются. Разводят руки в стороны, немного приседают.

Собрались в комок пушистый, Наклонившись вперед, в полуприседе,

На ветру качаются. собираются в кучку. Медленно машут руками.

Лишь земли коснулась вата,

И снежинки разлетелись. Садятся на корточки. Разбегаются. Кружатся, суетятся,

По замерзшему асфальту бегают.

Закружил, понес их ветер.

Кувыркаются снежинки,

Поворачивают спинки, Кувыркаются. Лежа на спине, поворачиваются с боку на бок.

Веселятся и резвятся, Прыгают, бегают.

Радуясь зиме.

Вначале воспитатель предлагает детям посмотреть на улицу, какая погода. Затем спрашивает, хотели бы они быть снежинками.

Тогда закрывайте глазки, и, как только я произнесу волшебные слова и коснусь до вас волшебным пером, вы превратитесь в снежинки.

Раз, два, три - в снежинки превратились мы.

Дети открывают глаза. Звучит нежная, плавная музыка, и дети выполняют движения в соответствии с текстом. В конце опять предложить детям закрыть глазки и сказать волшебные слова, касаясь их волшебным пером.

Раз, два, три - вот опять ребята мы.


Словесные и театральные игры развивают у ребят ассоциативное мышление, коммуникативные навыки, актерские способности, чувство ритма. Их можно использовать в любой обстановке, с разным числом участников и без всякой предварительной подготовки.

Контакт

Эта игра развивает ассоциативное мышление, увеличивает словарный запас, развивает память, налаживает коммуникацию, развивает реакцию. В нее хорошо играть как с младшими, так и со старшими школьниками.

Водящий загадывает слово и называет его первую букву: например «к». Все остальные по очереди спрашивают водящего о каком-нибудь слове на букву «к», но формулируют вопрос так, чтобы другие участники команды догадались, какое слово имеется в виду, а водящий не догадался. Когда кто-то из игроков понял значение вопроса и подразумеваемое слово, он произносит: «Контакт».

Если водящий все-таки отгадывает заданное участниками слово, игра продолжается. Если нет, то он называет вторую букву от задуманного им слова. Так может продолжаться, пока слово не откроется полностью. Задача водящего – разгадать как можно больше слов команды и как можно дольше не выдать своего слова.

Например, водящий загадал слово «карамель». Один из участников его спрашивает: «Это не то, что едят на завтрак?» Участники команды должны догадаться, о чем идет речь. Если водящий не отгадывает слово в течение 10 сек., игроки называют свое слово – «каша», и это слово должно у них совпасть. Если два человека из команды называют два разных слова, то контакт не засчитывается.

Мама и папа

Эта игра направлена на развитие словарного запаса ребенка. В нее хорошо играть с младшими и старшими школьниками, можно всем вместе, даже с родителями.

Загадывается два существительных, одно – женского рода, другое – мужского, но таких, чтобы они были связаны друг с другом. Например, лысина и парик, нож и вилка. Человеку, который отгадывает эти слова, разрешается задавать вопросы всей команде, а команда на заданный им вопрос может ответить только «да» или «нет». Игрок выигрывает, если угадывает правильно. Затем отгадывающим становится следующий игрок в команде.

Существительные и шляпа

Игра на сплоченность, понимание, умение слушать и объяснять. Развивает образное мышление, реакцию, умение понятно строить предложение.

Участники садятся за стол, но важно, чтобы игроков было четное количество. Они берут некоторое количество бумажек, и каждый пишет на своем листе как можно больше существительных, которые только придут в голову. Затем все листы перемешиваются, кладутся в шляпу, и она идет по кругу.

Какой-нибудь игрок достает бумажку, разворачивает ее, и после этого должен объяснить своему визави (или соседу), не используя написанного на листе слова, а также однокоренных с ним слов, что означает данное существительное. На это дается две минуты. Слова отгадываются по порядку. Выигрывает та пара, которой удастся разгадать слова, написанные на наибольшем количестве бумажек.

Ведущий задумывает известное четверостишие и выписывает оттуда рифмы, а листочки раздает игрокам. Каждый игрок сочиняет с полученными рифмами свое четверостишие. Затем ведущий зачитывает вслух все сочиненные четверостишия, а каждый из участников должен отгадать, из какого стихотворения были взяты эти рифмы.

Очко засчитывается тому, кто угадал хотя бы конкретного поэта. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Буриме

1. Вариант для старших школьников

Игра направлена на развитие словарного запаса, чувства ритма и рифмы.

Все участники садятся в круг, берут большой листок бумаги. Первый участник пишет на нем три рифмованные строчки и загибает листочек так, чтобы следующему участнику была видна лишь последняя из них. Следующий участник придумывает к ней рифмованную строчку, а также сочиняет еще одну – для соседнего игрока.

В итоге получается совместное стихотворение. Обычно оно выходит очень смешным, потому что кто-то из участников придумывает свой сюжет к доставшейся строчке, а кто-то поддерживает сюжет соседа.

Другая разновидность игры: участникам дается четыре рифмы, и нужно придумать свое стихотворение.

2. Вариант для младших школьников

С маленькими детьми можно играть не в стихотворное, а в рисовальное буриме. Правила игры те же, только вместо рифмованных строчек каждый участник рисует часть тела какого-нибудь одного существа.

Литературные герои

Эта игра развивает актерские способности, коммуникацию, вырабатывает командный дух, сплоченность, развивает абстрактное мышление.

Ребята разбиваются на команды. Каждая команда показывает какую-нибудь сценку, но желательно без слов. Лучше всего, если это будет сценка из известной всем книги. Например, на уроке недавно прочитали «Маугли» Р.Киплинга. Ученики разделились на 3–4 команды, по 4 человека, и каждая команда представляет какой-нибудь эпизод: одна показывает сцену на Скале советов, когда Маугли атакует Шерхана с помощью огня, другая команда изображает, как Акелла промахнулся, а остальные во время показа отгадывают, какой именно эпизод они видят и кого из героев играют участники.

Точно так же можно загадывать сказки, мультфильмы, легенды, мифы. Например, темой игры могут быть подвиги Геракла. Тогда каждая команда показывает какой-нибудь подвиг Геракла, а остальные отгадывают.

Характеры

Игра помогает развивать коммуникативные навыки, актерские способности, учит понимать психологию изображаемого характера.

Один участник водит, а остальные придумывают слово, количество букв которого совпадает с числом сидящих людей. Затем каждый игрок изображает какое-нибудь человеческое качество, название которого начинается с доставшейся ему буквы (занудство, лень, нахальство, доброта и т.д.). Водящий должен отгадать, какое именно качество изображается.

Другая разновидность игры: водящий выходит, а участники команды договариваются, кто из них какое качество изображает. При этом представлять качество разрешается не только мимически, но и с помощью слов, интонации.

Профессор

Игра направлена на развитие образности, мелкой моторики, способствует навыкам взаимодействия и сплочению коллектива, помогает бороться с психологическими проблемами – такими, как боязнь сцены, неумение говорить на большую аудиторию, отвечать на каверзные вопросы. Она хороша для застенчивых людей, которым трудно чувствовать себя свободно в общении.

Кто-то из ребят садится на стул и изображает профессора-маразматика. На него надевается большая куртка, обычно задом наперед. Другой человек встает у него за спиной и просовывает свои руки под его руками так, чтобы они выглядели как руки сидящего.

Все участники тайком от профессора загадывают какое-нибудь фантастическое изобретение, которое якобы сделал этот ученый. А профессору необходимо прочитать лекцию про свое новое изобретение и одновременно угадать, в чем оно состоит, поскольку заранее он этого не знает. Его единственный помощник – руки второго игрока, которые перед ним двигаются и пытаются изобразить то, что профессор изобрел, или как-то подсказать ему, что это такое.

Ученому важно не потерять лицо, ведь он читает лекцию: «Уважаемая аудитория, я знаменитый профессор, я недавно изобрел принципиально новое устройство, сейчас я припомню, в чем заключается суть моего изобретения». Одновременно все видят руки, которые что-то объясняют, и получается очень смешно.

Задача профессора – угадать, какое изобретение он сделал. Задача игрока, изображающего руки, – доступно объяснить жестами суть открытия.

Упражнения, задания, игры для театральных занятий


«Ай да я!»

Сидя в полукруге, дети по порядку ведут счёт, начиная с 1, но пропуская число 3, а далее все числа, которые делятся или оканчиваются на 3 (13, 23 и т.д.), вместо них говорят: «Ай да я!» Кто ошибся - выбывает. Можно провести соревнования между двумя командами.

«Ходьба с изменениями»

Дети встают в затылок друг другу. По команде - «раз» колонна движется по залу в том направлении, как стоят. По команде - «два» движение меняется на обратное направление, «три» - повернуться на 360 градусов и продолжать движение, «четыре» - скакать на одной ноге. Кто ошибся - выбывает.

«Кто сзади?»

Один ученик стоит спиной к остальным с закрытыми глазами. Другой подходит сзади к водящему, называет его имя и тихо садится. Голос можно изменять. Водящий должен угадать, кто к нему подходил.

«Изобрази птицу или животное»

Каждый ребенок задумает, в какое животное или птицу он хочет превратиться, и показывает в виде пантомимы. Другие угадывают: кто это? Первое условие - верить в превращение. Не улыбаться во время показа!

«Встреча двух детёнышей»

Представить себе, что детёныши двух разных животных первый раз вышли на прогулку и встретились. Они ещё не знают, с кем произошла встреча, поэтому стараются узнать друг о друге всё: кто он, где живёт, чем питается, кого опасается и т.д. Прежде чем войти в образ, нужно продумать все эти вопросы.

«Животные во дворе»

Сначала нужно вспомним, какие домашние животные обитают на деревенском дворе... У них у всех разные характеры. Даже животные одного вида этим отличаются друг от друга. Каждый ребенок получает карточку, где написано, кого он будет изображать, а остальные отгадывают, что это за животное, и определяют его характер.

Карточки: надменный индюк, трусливый кролик, голодный

поросёнок, злобный гусь, красавец павлин, бодливый козёл, рассерженный петух, ленивый кот, крикливый щенок, наглая ворона, юркий воробей и т.д.

«Картина»

Представить, что сцена - это чистый лист бумаги. Детям нужно нарисовать картину на заданную тему. Перед тем, как выйти на сцену, нужно решить, кто он и что будет делать. Когда один из учеников примет им задуманную позу, то другие должны угадать, что он делает. Можно изображать и неодушевлённые предметы: камень, дерево и т.д. Условие; нельзя повторяться.

Темы: «На речке летом», «В лесу», «На спортивной площадке», «В огороде», «В городском парке».

«Театр-экспромт»

Выбирается короткая сказка или история, где действие происходит в одном месте, и прочитывается вслух один-два раза. Распределяются роли, и исполнители приглашаются на сцену. Диктор (рассказчик) произносит текст, несущий информацию о действиях героев, «актёры» появляются из-за кулис и последовательно исполняют всё, о чём говорится. Читать нужно чётко, делая паузы достаточные для выполнения действий. Прямая речь тоже идёт от рассказчика.

Это очень эмоциональное по характеру и простое для ребят задание, которое подводит их к работе над драматургией произведения, её законами и в итоге - постановке спектакля.

«Животные в цирке»

На занятиях готовится много номеров с «дрессированными животными». Сначала решается, какие это будут номера. Затем назначаются ответственные дрессировщики, «отбираются» движения, которые будут выполняться «зверями», и определяется их очерёдность в номере.

Что же могут делать животные? (каждому даётся имя):

«Собачки» - отзываться на кличку, танцевать, кружиться, переворачиваться боком, ходить на задних лапах, положив передние на плечи другой, играть в чехарду, решать задачки.

«Обезьяны» - визжать, дурачиться, почёсываться, водить хоровод, пародировать - как ребята ведут себя в столовой, на перемене, прыгать через скакалку, хлопать, сидя на полу, подпрыгивать на ягодицах.

«Медведи» - кувыркаться, танцевать в парах, боксировать, играть с мячом, приносить ту или иную вещь.

«Кошки» - умываться, потягиваться, играть с клубочком, ходить на задних лапах, переворачиваться боком, ходить между ног дрессировщика, крутить обруч.

«Тигры» - вставать на задние лапы, рычать, драться, прыгать через палку и друг друга, прыгать через обруч, отбивать мяч.

«Морские котики» - ползать, опираясь на передние лапы, кланяться, играть с воздушным шариком, переворачиваться боком.

«Зайчики» - прыгать, барабанить, играть в чехарду, прыгать с поворотами.

«Попугай» - кланяться, бегать по жёрдочке боком, переговариваться, решать задачки, отвечать на вопросы.

«Войди в образ»

Нужно пройти по сцене и сесть, потом встать и пройти уже в образе того или иного человека: очень старого, больного, раненого, к кому-то подкрадывающегося, что-то ищущего, от кого-то спасающегося и т.д.

«Профессионалы»

Вообразить себя представителем той или иной профессии и при помощи искусства пантомимы показать его в работе. Вспомнить, кто по профессии родители или знакомые. Зрители должны догадаться, кого участник изобразил.

«Зеркало»

Артисты гримируются перед зеркалом. Дети встают в парах, лицом друг к другу. Один из них артист, а другой - зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями «артиста» и повторяет их зеркально. Движения должны быть плавными и неторопливыми.

Что может делать артист? Надевать парик, укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы и т.д.

«Окно»

Между детьми воображаемое окно с очень толстым стеклом, через которое звуки не проходят. Один хочет что-то сказать товарищу. Каждому надо заранее решить, что он собирается сообщать партнёру. Для этого он может артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах. Партнёр должен его понять и ответить подобным же образом.

«Цирковые артисты»

Детям нужно представить себя, что они настоящие артисты цирка. Это канатоходцы на проволоке, тяжеловесы, боксёры, фокусники, жонглёры, наездники на лошадях, акробаты, клоуны, гимнастки. Перевоплощение будет полным, если дети научатся работать с воображаемыми предметами.

«Массовые сценки» (этюды-импровизации)

Это задание подводит учеников к профессиональному пониманию драматургии. Оно включает в себя комплекс умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, позволяющих «показать» своего персонажа в зависимости от места и времени действия, его желания. Сначала выбираются места действия, уже знакомые детям по сценической работе. Например, представляются следующие сценки: «В зале игровых автоматов», «В ателье готового платья» (кто-то может изображать манекенов), «В троллейбусе», «В магазине», «На уроке», «На вещевом рынке», «Вбиблиотеке», «На почте», «В парикмахерской», «В фотоателье» и т.д. Когда место выбрано, делается выгородка-декорация. Обсуждаются вопросы:

«Кого вы хотите представить? Как должно выглядеть сценическое место в той или иной игровой ситуации?» Распределяются роли, подбирается реквизит.

После просмотра проводится анализ сценок учениками-зрителями и учителем.

«Импровизация сказки»

Класс делится пополам, и обе группы выбирают себе режиссёра и подбирают для инсценировки хорошо известную сказку, распределяют роли. Можно изображать и неодушевлённые предметы. Требуется говорить своими словами, а самое главное - сохранять сюжетную линию!

«Одновременный поклон, хлопнуть в ладоши»

Всем сразу или одной группе даётся время, за которое дети должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, три секунды) снова хлопнуть и т.д. Хлопки можно заменить поклоном в пояс, подниманием рук или подпрыгиванием. Упражнение считается хорошо выполненным, когда всё выполняется одновременно, когда нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях.

«Превращение предмета»

Если стул превращают в мотор автобуса, то другие ученики могут «стать» пассажирами, кондуктором, помощником слесаря, товарищем шофёра и т.п. Когда зрители догадываются о содержании, месте и времени «превращения», каждый из зрителей может выдумать роль и дело для себя, но такое, чтобы «превращение», заданное первым исполнителем, стало более полным и выразительным. Каждый может стать помощником. Работу помощников следует оценивать: хорошо работает такой помощник, который, во-первых, не мешает главному исполнителю, во-вторых, нашёл себе неожиданное дело, в-третьих, выполнил его по правде, в четвёртых, его работа помогла и расширила эффект превращения.

«Превратился сам»

Группе учеников (3-7 человек) предлагается «превратиться» в кусты, деревья, цветы, игрушки, инструменты, фрукты, овощи, ягоды, хлеб и т.д. Задание можно давать в форме: «Мы входим в... (пауза, собирается внимание)... спортивный магазин. Раз... Два... Три. После команды «три» каждый из группы изображает предмет, меняя свою позу так, чтобы тело напоминало задуманный предмет. В этом упражнении тренируется смелость, фантазия, изобретательность, изобразительность. Ученик «корёжит» своё расположение в пространстве, как бы влезая в кожу заданного предмета. Например, чтобы изобразить гриб сморчок, мальчик садится на корточки, сжимается, вытягивается и делает мятое лицо-гримасу. Упражнение удобно для начала занятий; усложняется по линии более сложных слов-заданий.

«Делиться на команды»

Все играющие делятся на пары, хотя бы при помощи расчёта на 1-ый и 2-ой. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор - солнце-дождик; поезд-самолёт; капуста-лук и т.п. Причём, эти слова нужно не сказать, а сыграть. Ведущий, отгадывая сыгранное слово, выбирает одного из пары и команду 1, другого - в команду 2 (воробьи - вороны) и вся группа разделена, причём партнёры имеют возможность хорошо запомнить друг друга.

С течением времени можно условиться о характере слов, например, только одушевлённые, или неодушевлённые предметы, или один такой, другой - иной. Прилагательные, цветы, события, писатели и т.п.

Эта игра даёт возможность каждому что-то сыграть, т.к. это нужно не само по себе, что многим кажется страшным, а как вспомогательное задание для деления на команды.

«Взять партнёра, меняться местами»

«Взять партнёра» - это значит связаться глазами с кем-то в группе, при этом нельзя пользоваться жестами, словами, только ловить взгляд так, чтобы связаться глаза в глаза. Тогда возникают пары партнёров, которым затем можно дать любое дополнительное задание - поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т.д. Это упражнение удобно задавать и тогда, когда нужно по какой-то причине быстро изменить порядок распределения детей. Например, чтобы мальчики перемещались с девочками, достаточно дать цепочку команд; «Взяли глазами партнёра (пауза). Бросили этого партнёра, взяли другого (пауза).

В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнёре и замечать его внимание к себе. Начало этого умения будет тренировка быстро связываться взглядом (смотреть друг на друга). Стоящие в круге и сидящие связываются глазами и меняются местами. Далее можно просить связаться глазами группу в 3 - 4 человека и просить их встать одновременно. По мере тренировки задания следует усложнять: меняясь местами, задайте вопрос; поменяться местами вместе со стульями без грохота и стука; взять глазами первого партнёра, бросить, взять второго, бросить, взять третьего, поменяться местами со вторым и т.д.

«Упражнения со стульями»

Вся группа по команде; «Приготовились! Пожалуйста!», одновременно встала, подняв стулья, ставит их в виде какой-то фигуры и одновременно садится. Например; «Приготовились одновременно поставить стулья в полукруг лицом к двери! Пожалуйста!» Важно, чтобы не было никаких разговоров во время выполнения задания, никто не командовал, всеработали одновременно, приспосабливаясь друг к другу. За этим могут следить «судьи».

Постепенно фигуры можно усложнять, задавая поставить стулья кругом, квадратом, буквой Г, цифрой 3. Каждый раз следует обращать внимание на чёткость конца упражнения, чтобы все работающие именно одновременно сели на свои поставленные стулья.

«Испорченный телефон»

Ученики передают какое-то слово шёпотом на ухо один другому так, чтобы все ученики в ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные «ловят» на слух, пытаются поймать, какое слово передаёт ряд. Сначала учитель спрашивает у тех, кто ловил, какое слово передавал ряд, потом - какое слово получил последний в линии передачи и, наконец, какое слово передал первый. Это упражнение можно проводить на русском и немецком языках.

«Ходить след в след»

Это упражнение на подстраивание к партнёру, идущему впереди себя. Ставить ногу можно только в освободившийся «след» идущего впереди, так идёт вся цепочка. Для оправдания можно выдумать, что идём через болото, или по грязи, или через ручей по камням, тогда можно не просто идти, а прыгать и выбирать, куда поставить ногу. Необходимо следить, чтобы идущий сзади не наступал на пятки впереди идущего, а дожидался, когда «след» освободится полностью. Когда упражнение выполняет только часть учеников, то другие могут следить за точностью выполнения.

Подвижное упражнение для всей группы. Каждый следующий наступает в след предыдущего. Внимание и ориентация на поведение (шаги) другого лежит в основе театрального тренинга в этом упражнении. У новичков часто возникают трудности в выполнении этого простого задания. Важно повторять и тренировать тех, кто плохо с ним справляется. Это задание также может выглядеть как коллективный этюд «переход через болото» разными группами, с развитием этюда до «спасения» провалившихся и оказания помощи групп друг другу, сохраняя при этом задание ставить ноги след в след. Позже можно выбрать ведущих, которые выдумывают, где они, зачем и почему они так идут, какие на пути препятствия и т.д. В зависимости от задания должна меняться логика поведения, но сохраняться та же степень внимательности.

«Летает, не летает»

Эта традиционная детская игра на внимание. Ведущий называет существительные, играющие выполняют соответственно заданные движения: на летающий предмет, например, хлопают в ладоши или машут руками, на не летающий предмет - ничего не делают или прижимают руки вдоль тела. Кто ошибается, то вылетает из игры. Можно проводить игру на одушевлённые и неодушевлённые предметы, на чётные и нечетные числа и т.д.

«По правде и понарошку»

Сначала выполняется реальное «дело» - искать спрятанную в классе иголку, затем это делается «понарошку», т.е. выполняющий, зная, что иголки нет, ищет её так же, как искал по правде. «Дела» могут быть самыми разными; целить и кидать в цель мячик, мыть стены, поливать цветы, выметать пол, целиться, тренироваться: по правде, потом понарошку.

«Игра в прятки»

Сначала дети играют по правде, реально, водят и прячутся, а затем повторяют понарошку, т.е. играют будто бы играют в прятки, но так, чтобы никто не догадался, что понарошку.

Игра важна для развития навыков коллективной работы. Важно, чтобы все дети принимали в ней участие, по её характеру педагог сможет определить важные личностные свойства школьников.

Играть по правде и играть понарошку, повторяя во втором случае всё, что было в первом, в большом коллективе трудно, т.к. все друг от друга зависят. Сыграть игру - задача конечная. Чтобы было интересно смотреть, можно вносить новые события, происшествия, поступки.

1-ый этап - играем и повторяем элементы.

2-ой этап - играем один раз и восстанавливаем всё происшедшее в повторении.

3-ий этап - строим игру-спектакль.

Предлагается всем детям по сигналу на скорость выстроиться по алфавиту первых букв фамилий или имён участников.

Задание нужно выполнять молча. Задание возможно только в группе, где все знают фамилии друг друга и алфавит. В упражнении не следует допускать никаких разговоров, пререканий, споров (словами или жестами). Группа должна молча перемещаться, пока каждый не займёт своего места; когда ряд построен, «судьи» оценивает их работу, проверяет, предлагает.

Для театральной культуры важен настрой на совместную, коллективную работу. Это чувство связи необходимо в исполнительском театральном творчестве. Строиться можно по любому «правилу»: имена «на гласные», потом «на согласные» или «через одного», по алфавиту фамилий, по старшинству дней рождения и т.п.

Дети, сцепившись за руки «пишут» своим хороводом заданную педагогом букву; письменную Б, Е, Г, О, И, П, Л, Р, В и т.п. (печатные). До начала письма все должны стоять в хаотическом порядке, каждый сам по себе. Если детей много, то можно задать короткое слово, например: кот, як.

«Хоровод-письмо» - это упражнение выполняется легко, если хоровод послушен и сообразителен, если ведущий хорошо пишет, т.е. знает, как начинать писать букву. Для такого хоровода, нужно 10-12 человек. Он даётхорошую разминку и согласованность движений, кроме того имеет задание - действие - результат, причём, коллективные равноправные действия и чёткий результат. В этом его польза как тренировка коллективной работы.

«Превращение комнаты»

Как и упражнение на превращение вещи выполняется за счёт точного исполнения соответствующих действий. Ученик что-то делает в комнате, и мы понимаем, что это уже не комната, а лес, например, вокзал и т.д.

Это упражнение считается центральным театральным заданием первого этапа знакомства с актёрским творчеством.

«Тело в деле»

Ребенок застывает в какой-то позе, и все видят как бы фотографию во время выполнения какого-то дела, например, рассматривание витрины, укладывание продуктов в сумку, выход из подъезда и т.п. Другие дети пытаются отгадать сфотографированное дело, но отгадать без слов. Они выходят, повторяют позу и продолжают действие, прерванное моментом фотографии. Естественно, что разные дети будут показывать разные действия. Все обсуждает, в чём один показ отличается от другого, какой более соответствует тому, что они видели. Можно продолжить это упражнение заданием «дополни» - первый задаёт свою фотографию, а второй, третий и т.д. «входит» в фотографию со своим пониманием первой позы, т.е. со своим представлением о сфотографированной истории, о том, что там должно и могло бы происходить ещё. Когда все желающие в фотографию вошли, даётся команда продолжать прерванное фотографией движение. Иногда получается, что один «живёт» в лесу, другой на кухне, третий - в гимнастическом зале. Получается своеобразная «чепуха», и дети хорошо это видят, иногда к великой радости всех участников вся картина оживает без нарушений жизненной логики.

«Сочинение сюжетов через костюмы»

Называются или вызываются два, три персонажа-костюма, дети выдумывают сюжет, объединяющий их: где, когда, чем началось, что произошло, чем кончилось. Важно, чтобы задание игралось с минимум словесного текста, весь упор - на происходящее, действие каждого из исполнителей.

Карнавальные костюмы позволяют развернуть работу по сочинению сюжетов-историй, действующие лица которых будут определяться «костюмами». Какая история-сюжет могла случиться между тигрёнком и колокольчиком? Какая ~ между мушкетёром и снежинкой? И т.п. Костюм даёт толчок для фантазии, а столкновение двух костюмов в одной истории направляет эту фантазию по определённому руслу, в результате чего часто возникает яркий исполнительский эффект. Детям удаётся сыграть довольно протяжённую сценку, импровизируя текст в предлагаемых обстоятельствахсюжета и характера. Первое сочиняется на занятии. Второе вытекает из требования особого поведения в костюме.

«Детские стихи по ролям»

Это упражнение - диалог в разных интерпретациях. Это репетиция сценок, но с выстраиванием разных исполнений и разных замыслов. Прорабатывается связь между ними, - если играть так, то общий смысл будет такой; если задумать третье, то играть надо опять по-другому. Для работы удобны диалоги из стихов Маршака, Барто, Заходера. Например:

Заказное для Житкова.

Извините, нет такого.

Где же этот гражданин?

Улетел вчера в Берлин.

«Массовая сцена»

Детям предлагается создать «живую картину» под названием базар, перемена, стадион, пляж и т.д. Картина - фотография. Затем каждый исполнитель определяет для себя, где он был, что делал за 1 минуту до фотографии и что будет с ним через минуту. Затем предлагается начать проживать ситуацию до момента фотографии, хлопок в ладоши педагога - фиксирует момент, затем хлопок, и ситуация разворачивается дальше.

Это упражнение сюжетно и объёмно по исполнению, но мобилизовав терпение и организационные способности, педагог сможет подготовить с детьми достаточно выразительные и зрелищные театральные номера.

Работа над «до» и «после» фотомига проводится для того, чтобы каждый исполнитель был в максимально живой и естественной ситуации в момент «стоп» - съёмка.

Массовую сцену можно усовершенствовать по законам мизансценирования, композиции. Можно «одеть» массовую сцену, подобрать реквизит. Если подготовить для показа то, что было «до» и «после», то потребуется сочинить слова.

Для работы над массовой сценой можно брать за основу произведения литературы.

просмотров