Развитие воображения дошкольников в дидактической игре. Словесные игры на развитие воображения дошкольников

Развитие воображения дошкольников в дидактической игре. Словесные игры на развитие воображения дошкольников

Воображение - своеобразный психический процесс, на который мало кто из родителей обращает внимание. Готовя ребенка к школе, они стараются развивать мышление, память, внимание, что чрезвычайно важно для успешного обучения. Между тем, воображение - процесс создания новых образов или преобразование уже имеющихся в иные сочетания, имеет большое значение в полноценном развитии дошкольника. Например, воображение помогает находить нестандартные решения, составлять рассказы на свободную тему, писать сочинения, фантазировать на уроках рисования. Если к школе ребенок не овладел подобными навыками, родителям придется приложить массу усилий для помощи маленькому ученику. Поэтому уже в дошкольном возрасте стоит задуматься, как развивать воображение и творчество у детей.

Специалисты предлагают много разнообразных средств, но самым действенным является игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. В педагогике разработаны разные виды игр и упражнений для развития воображения у детей, которые можно предложить в домашнем воспитании. Главное - заинтересованность самого родителя в игре, тогда это увлечет и ребенка.

Как игра влияет на воображение?

Игра - специфическое средство воспитания и развития, позволяющее каждому малышу не только воплощать свои творческие замыслы, но и объединяться в сюжетных действиях ребятишкам разных возрастов. Это особенно ценно для семьи, в которой подрастают разновозрастные дети. Как влияет игра на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста?

Психологи давно доказали, что именно в игре удовлетворяется потребность ребенка в познании и преобразовании окружающей действительности, подчеркивая неразделимость игры и воображения. Впервые воображение и творчество проявляются, когда ребенок начинает использовать заместители реальных предметов и брать на себя социальные роли. Например, малыш фантазирует, что палочки - это градусники у «врача», листики - тарелки у «мамы».

В старшем дошкольном возрасте при хорошо развитом воображении предметы-заместители и многие игровые действия становятся не обязательными. Дошкольник играет понарошку, игра переходит во внутренний план. Вот тут и требуется обучить ребенка таким способам воображения, чтобы из воссоздающего оно постепенно становилось творческим. Необходимые навыки у детей можно развить, если хорошо знать свойства воображения (типизацию, агглютинацию, аналогию и акцентирование), которые дают возможность придумывать и фантазировать.

Игры и упражнения для развития воображения

Что можно предложить родителям для развития воображения у детей дошкольного возраста? Сейчас можно подобрать много разных игр, которые с успехом используются в домашнем воспитании. Основными из них являются развивающие игры на развитие воображения, так как они непосредственно направлены на обучение деток приемам составления новых образов или преобразования уже имеющихся.

Используем типизацию для развития воображения

Типизация - это выделение существенного, повторяющегося и воплощение его в конкретном образе.

Свойство воображения - типизация наиболее доступно детям, начиная с младшего дошкольного возраста. Такие развивающие игры могут быть словесными, подвижными, настольными. Родителям важно учитывать возраст ребенка и его психологические особенности. Если малыш активный, уместны будут подвижные игры, спокойному, усидчивому ребенку можно предложить настольные игры.

Классические игры и упражнения по типу подбора однотипного или противоположного слова интересны всем детям. Их с успехом можно ввести в домашние занятия для воображения у дошкольников, так как игровые действия просты и понятны. Главное - вовремя усложнять содержание игры и побуждать ребенка к поиску нового образа. Правила следующие: взрослый бросает мяч игроку с определенным словом, ребенок в соответствии с тематикой игры должен или поймать мяч, или отклонить его. Затем перебросить его ведущему по таким же правилам.

«Съедобное - несъедобное»

Ведущий бросает мяч игроку со словом, относящимся или не относящимся к еде. Например, яблоко - мяч ловится, книжка - мяч отклоняется. Интерес к игре поддерживается, если игра идет в быстром темпе.

«Летает - не летает»

Игра проходит аналогично предыдущей. Для нее подбираются тематические слова. Трудность в том, что в отличие от предыдущей игры словарный запас может быстро исчерпаться, так как «летающих» слов гораздо меньше. Вот именно в этот момент взрослый побуждает ребенка к оригинальному ответу: «Что еще может летать, кроме самолета, птицы…? (листик, пушинка, снежинка)».

«Скажи наоборот»

Аналогичная игра, но в отличие от предыдущих ребенку нужен определенный опыт для подбора слов - антонимов, поэтому играть лучше со средними и старшими дошколятами. Словарный ряд может быть следующим: высоко - низко, близко - далеко, молодой - старый, добро - зло, ребенок - взрослый, белый - черный, утро - вечер.

«Что получилось?»

Такая развивающая игра доступна по своим действиям деткам разных возрастов, вызывает у них интерес, а взрослым дает возможность решать . Для игры используются разные варианты: фломастеры для бумаги, палочки для песка или снега. Хорошо играть всей семьей, так как интереснее будет участие нескольких человек. Каждый участник начинает рисовать какую-либо фигуру-заготовку для будущего рисунка (круги, волнистые линии, черточки, точки), а потом все меняются местами и дополняют рисунки друг друга, стараясь изобразить что-то забавное.

  • Для вариации можно выполнить набросок-подсказку к будущему рисунку: дерево без веток и листьев, грибок без ножки, гримаса клоуна без очертания лица, мотылек без некоторых деталей. Пусть ребенок придумает сам что-то новое и оригинально раскрасит.
  • Интересной игру можно сделать, предложив общее выполнение рисунка. Например, взрослый начинает рисунок, ребенок продолжает пририсовывать детали. Затем взрослый резко меняет тематику рисунка, придумывая что-то новое, добавляет интересные детали. Хорошо, если законченный рисунок будет представлять собой что-то необычное, например, экзотический сад, космический пейзаж, подводный мир. На первых порах малыш будет подражать взрослому, ему придется подсказывать какие-то идеи. Если постоянно предлагать дошколенку такую игру, через короткое время он уже сам будет придумывать новые образы на основе имеющихся представлений. Полезно будет такое упражнение в семейном досуге.

«Клоуны»

Для игры нужна предварительная подготовка в виде рисунка с двумя клоунами, у которых не прорисованы лица. Взрослый предлагает малышу изобразить грустного и смешного клоуна. Спросить, почему загрустил клоун, что у него могло случиться, как ему поможет смешной.

  • Аналогично можно использовать фигурки доброго и злого волшебников. Здесь также на первых порах помощь взрослого необходима.
  • В дальнейшем дошкольник может по такому же типу придумывать, рисовать и вырезать фигурки животных, сказочных персонажей. Для поддержания интереса и отработки навыка составления новых образов на основе имеющихся можно предложить ребенку завести альбом и вклеивать фигурки персонажей. Это даст возможность проследить, как совершенствуется у ребенка навык создания нового образа.

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной предмет. Двухлетки уже умеют находить знакомые предметы в окружающей обстановке. Играть в такую игру хорошо на природе, где много разнообразного материала для рассматривания и нахождения схожести. Например, взрослый предлагает рассмотреть облака, понаблюдать за их изменениями, увидеть в них знакомые персонажи по типу мультика о Винни-Пухе: вот облачко похоже на самого Винни, а это ‒ на кошку с котятами, а там - плывет кораблик.

  • При сборе осенних листьев можно устроить игру «Найди знакомый предмет в листочке». Прекрасно подойдут для рассматривания лужицы на дорожке, отпечаток подошвы на песке, необычный камешек. Все зависит от фантазии взрослого, который учит фантазировать и малыша. Затем дома можно зарисовать, что интересного увидели на прогулке.

Игры на агглютинацию

Еще одним свойством воображения является агглютинация.

Агглютинация (лат agglutinatio - склеивание) - сочетание качеств

С его помощью очень хорошо развивается творческое воображение, так как создается абсолютно новый образ на основе имеющихся образов. Агглютинацией можно заниматься, когда у ребенка появляется опыт, закрепляется знание художественных произведений, навыки творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые могут стать подспорьем в создании новых образов.

«Сказочное (несуществующее) животное»

Замечательной игрой для развития творческого воображения детей является игра-тест, в которой создается новый образ животного. Эту игру чаще всего используют психологи для обследования психики ребенка. Но ее можно с успехом ввести в домашнее обучение. Смысл игры в том, что при помощи имеющихся представлений о реальном животном дошколенок может фантазировать на тему сказочного существа. Например, птица - меч, заяц с длинным хвостиком, муравей с крылышками, мотылек с хоботком. Интересно будет сделать зарисовку сказочных существ и раскрасить их. Обязательно поговорить с ребенком о том, для чего нужна новая часть тела животному, поможет ли она ему или навредит. Попросить придумать для нового животного необычное название.

Дети с удовольствием играют в такие игры, так как они позволяют выразить в рисунке их стремление к преобразованию окружающего. Если на начальном этапе малышу трудно будет справиться с упражнением, взрослый может помочь с выбором основного животного, который хорошо известен ребенку. Можно сделать альбом с рисунками и обсудить его во время семейного досуга.

«Небылицы»

Составление небылиц (того, чего не бывает в реальности) очень привлекает ребятишек. Родители могут воспользоваться такой заинтересованностью малышей и предложить им придумать необычную историю - небылицу. Это очень действенный способ развития творческого воображения, который поможет впоследствии в школе придумывать творческие рассказы. Чтобы взрослому было легче объяснить ребенку, в чем суть такого способа, можно использовать народные потешки, стишки, которыми так богата народная педагогика. А затем пофантазировать на различные темы и придумать свои сказки-нелепицы. Полезно будет записать их и нарисовать картинки. Так можно будет легко проследить, как совершенствует у ребенка творческое воображение.

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Лошадь ела кашу, а мужик - овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

«Сказочный микс»

Для детей среднего и старшего возраста будет интересна игра по мотивам знакомых сказок.

Взрослый предлагает ребенку придумать свою веселую сказку с героями, которых хорошо он знает. Например, это могут быть известные всем сказки «Красная Шапочка», «Золушка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и подобные им. Чем младше ребенок, тем проще по сюжету должны быть сказки. Игра интереснее пройдет во время семейного досуга, когда соберется вся семья. Героев и события фантазии можно перемешивать, придавать им несвойственные качества.

Например, Красная Шапочка вдруг стала капризной и непослушной девочкой: вместо того, чтобы пойти к бабушке, отправилась в соседнее село к своей подруге Золушке. Волк так и не дождался в лесу девочки. Такие неожиданные события развеселят ребенка и поддержат интерес к сказкам.

Игры на аналогию и акцентирование

Аналогия - это способности поставить себя на место образа или предмета.

Акцентирования -это выделение, подчеркивание какой-то части предмета.

Со старшими детьми можно проводить игры и упражнения на развитие воображения по типу аналогии и акцентирования. Маленьким деткам еще пока сложны такие способы составления образов, так как здесь уже используются элементы логического мышления. Старшие дошкольники, уже имеющие необходимый опыт, с удовольствием будут выполнять упражнения для развития воображения.

«Зоопарк»

Научить ребенка ставить себя на место какого-то образа и фантазировать поможет довольно популярная игра. С разными целями она часто проводится в детском саду. Дома родители могут ее использовать при формировании воображения. Хорошо играть в нее большой компанией. Ведущий предлагает всем мысленно выбрать себе любое животное и создать его образ при помощи позы, мимики, жестов. Участник игры изображает, а ведущий отгадывает, какое животное поселилось в «зоопарке».

Как вариант, можно такую игру провести в виде упражнения. Когда ведущий подает команды, например, хлопками или при помощи музыкальной игрушки, все участники превращаются в животных одного вида и изображают их, например, аисты, медведи, лисички, жирафы. Ведущий отмечает игрока, который лучше всех изобразил животное.

«Что было бы, если…»

Словесная игра на аналогию, одновременно и на акцентирование, заинтересует детей. Ее можно проводить в поездке, во время прогулки, семейного досуга, так как она не требует предварительной подготовки. Взрослый начинает игру со словами: «Как ты думаешь, что было бы, если… на деревьях росли конфеты; во время дождя с неба падали арбузы; мамы и папы ходили в детский сад, а дети на работу; кошки и мышки дружили между собой?» Тематика таких вопросов может быть самой разнообразной: о природе, погоде, животных, профессиях, предметах мебели, одежды, еде. Чем нелепее будут вопросы, тем интереснее ребенку будет придумывать ответы. Затем можно поменяться ролями, вопросы задает дошкольник, а взрослый придумывает оригинальные ответы, тем самым обучая свое чадо мыслить творческому воображению.

Подобными играми и упражнениями для развития воображения у детей родители смогут подготовить ребенка к успешному обучению в школе, растить творческую личность с нестандартным мышлением.

Воображение – одна из самых загадочных сфер нашей психики. С одной стороны, оно стоит особняком от всех других психических процессов, с другой – является чем-то промежуточным между мышлением, памятью и восприятием. Ученые даже сегодня не могут точно сказать, в каких зонах нашего мозга оно локализовано. Но без воображения невозможно представить себе разумное человеческое существо. И развивать эту удивительную способность нужно с детства. Какие игры на развитие воображения можно использовать в дошкольном возрасте? Для чего вообще человеку нужна способность воображать?

Полезная функция

Умение воображать, безусловно, необходимо человеку. Ведь это его способность представлять предметы или явления, которые отсутствуют в данный момент или не существуют в принципе, а также мысленно манипулировать ими в сознании. Это полезно, когда нет возможности (или необходимости) совершать с этими предметами практические действия в реальности. С помощью воображения можно отправиться в прошлое или будущее, представить возможный результат какого-либо замысла.

Другими словами, без этого невозможна творческая деятельность. То есть, не умей человек воображать, мы никогда бы не узнали, что такое:

  • музыкальные произведения;
  • картины;
  • литературные произведения;
  • скульптура;
  • архитектура;
  • прикладное творчество.

Умение представлять замысел и мысленно оперировать им лежит в основе всех научных открытий и изобретений. Получается, без воображения невозможно развитие человечества.

В каждом ребенке с рождения заложен этот потенциал. Но его развитие и совершенствование происходит только во время решения различных творческих задач. Наиболее активно эта функция развивается у детей дошкольного возраста – примерно с 4 до 10 лет. И если в этот период не способствовать ее совершенствованию, она перейдет в пассивную форму.

Возрастные особенности

Развитие способности воображать невозможно без фантазии. Ярче всего эти способности проявляются в игровой и творческой деятельности ребенка. Совершенствуются они, проходя два возрастных этапа.

  1. 2–4 года. Представления малыша пока непроизвольны, они возникают под воздействием конкретной ситуации, спонтанно.
  2. 4–6 лет. Представления и фантазии становятся произвольными. В это время игры превращаются в сюжетные, окружающие предметы становятся материалом, с помощью которого ребенок воплощает образы своего воображения. При этом оно не только выполняет познавательно-интеллектуальную функцию, но и регулирует психическое состояние. В игре малыш может стать героем-спасателем, покорителем морей, космоса, мужественным, смелым, наделить себя качествами, которых ему не хватает в реальности. Это помогает развитию интеллекта, нравственных, эмоциональных сфер, познанию окружающей действительности, становлению личности, развитию самосознания, мышления, произвольности, речи. Расширяются познавательные возможности.

Одним из нежелательных «побочных действий» развития воображения является появление страхов. Ребенок может начать бояться выдуманных чудовищ, призраков, невидимок и т. д. Если это случилось, постарайтесь оградить малыша от ситуаций, которые могут спровоцировать появление таких страхов (просмотр страшилок, компьютерные игры со страшными персонажами). И, конечно, примите меры, чтобы избавить ребенка от страхов. Не бойтесь обратиться к детскому психологу.

Ребенок развивается и получает новые навыки в процессе игры. А основой любой игровой и творческой деятельности у дошкольников является именно способность воображать.

Сюжеты игр, придуманных рассказов, рисунков со временем становятся все богаче. Но в возрасте 4 и 5 лет дошкольник не может фантазировать, не производя каких-то действий (ему нужно рассказывать, рисовать, конструировать). Наглядная опора для фантазии отходит на второй план примерно к началу школьного возраста.

Примите участие в сюжетных играх ребенка. Это поможет вам узнать его лучше. Ведь в процессе таких игр малыш переносит на главного героя свои черты, характеристики, страхи, мечты. Возможно, вы обнаружите скрытые проблемы, требующие коррекции.

Развиваем с малых лет

Итак, способность воображать и фантазировать наиболее активно развивается у детей с 4 до 10 лет. Но это не значит, что до этого времени не стоит совершенствовать эти навыки. Уже примерно с 2 лет можно начинать обучать ребенка умению представлять. Это станет хорошим фундаментом для совершенствования его в будущем.

Как побуждать малыша воображать?

  • Полезно играть с ним в «придумки». Делать это можно в любой ситуации. Например, гуляя на улице. Можно показать малышу облака и спросить, на что они похожи (для начала свою версию может предлагать мама). В этом возрасте образы будут возникать совсем простые, известные крохе (лошадка, домик, птица, цветок). Спрашивать можно о чем угодно. Скажем, о чем чирикают воробушки: обсуждают вкусные зернышки или страшную кошку? О чем шепчутся листики на дереве: о теплом солнышке, о злом ветре, о вредных букашках? Куда бежит кошка: за мышкой, к своим деткам, к хозяину за угощением? Таким образом маленький ребенок будет развивать мышление, речь, наблюдательность.
  • Дома и на улице можно искать сходства предметов со знакомыми крохе игрушками (что похоже на мячик, кубик, кирпичик, пирамидку?).
  • Весьма полезно конструирование с использованием мелких деталей (кубиков, лего). Можно добавить к арсеналу «стройматериалов» различные коробочки.

Игры растут вместе с малышом

После 4 лет игры на развитие воображения становятся более сложными, что обусловлено совершенствованием психических процессов. Можно предложить, например, следующие игры для детей этого возраста.

  • «Изобретатель». Задача малыша – придумать прибор, которого пока не изобретено, но который, по его мнению, может пригодиться в домашнем хозяйстве. Затем его нужно назвать, рассказать о его пользе, изобразить на бумаге. Вариант посложнее – сконструировать при помощи подручных материалов.
  • «Волшебники». Ребенок должен представить себя добрым, а затем злым волшебником. Пусть он изобразит, какая у них мимика, перечислит волшебные дела каждого из них. Полезно нарисовать этих персонажей, чтобы их можно было узнать по внешности, чертам лица, мимике, одежде, атрибутам, волшебным предметам.
  • «Выдуманное животное». Дошкольник должен придумать животное, которого не существует (рыба-кастрюля, зайкожаб, крылозуб – малыш может нафантазировать кого угодно). Пусть расскажет, как животное выглядит, где живет, чем питается, а затем изобразит результат на бумаге.
  • «Новое назначение». Игра групповая. Дети садятся кругом, им предлагается несколько привычных предметов. Передавая их по кругу, они должны по очереди придумывать предметам новую функцию. Например, утюг может стать гирей или молотком, зонтик – парашютом или плавсредством. Побеждает тот, кто придумает самое оригинальное назначение.
  • «Музыка рассказала». Ребенок слушает классическую музыку, а затем рассказывает и изображает все, что она ему навеяла.
  • «Сочинялки». Придумывать можно рассказы по картинкам или по заданной теме, сказки с заданными или произвольно выдуманными героями, придумывать окончание известных сказок (например, «волк не съел семерых козлят, а…», «колобок не сел лисичке на язычок, он ушел от нее и…»).
  • «Говорящий танец». Можно тоже играть группой. Малышам предлагают изобразить в танце какое-либо животное, насекомое, транспорт, явление природы. Более сложный вариант – станцевать удивление, радость, горе, страх, счастье, печаль.

Полезное рисование

В процессе рисования дети прекрасно развивают способность воображать. Можно придумать множество нестандартных вариантов рисунков.

  • Из простого – сложное. Малышам предлагаются простейшие нарисованные фигуры (круг, восьмерка, квадрат, две параллельные прямые), которые нужно дорисовать до чего-то более конкретного (восьмерка может стать очками, круг – солнцем или колесом машины).
  • Кляксы. Дошкольнику дают изображение какой-то кляксы. Его задача – сказать, на что она похожа, перебирая множество вариантов. Другой вариант — дорисовать кляксу до узнаваемого изображения.
  • Картинки из точек. Перед малышом кладут лист, на котором в хаотичном порядке расставлены точки. Его задача – соединяя их, получить какое-либо конкретное изображение.
  • Настроение. Подобно «тематическим» танцам можно устроить «рисовальную» игру. Ребенок изображает свое настроение в данный момент, либо настроение по заданию взрослого (нарисуй страх, радость, злость, веселье).

Все эти игры помогут малышам развить свои творческие навыки и способность воображения. Можно придумать и другие, используя уже фантазию взрослых. Главное – мотивировать ребенка что-то придумать. С возрастом эти игры могут стать еще сложнее. С началом обучения в школе их полезно связывать с полученными на уроках знаниями, мотивируя ребенка к познанию и созданию новых продуктов воображения. Ну а чем это полезно – повторять не нужно.

В отличие от других процессов наиболее интенсивно воображение развивается, приблизительно в период от четырех до десяти лет. Если не предпринимать специальных усилий для формирования воображения, то в дальнейшем этот процесс переходит в пассивную форму (мечтания). Простой пример: предложите шестилетнему ребенку сочинить сказку или придумать новый сюжет игры, большинство детей справится с этим без особого труда. Это же задание составит существенную трудность для обычного взрослого. Однако без воображения невозможна никакая творческая деятельность. Все гениальные и талантливые люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения. Итак, развивать воображение — это обеспечивать мощный творческий потенциал в будущем.

Большая часть игровой активности ребенка происходит при интенсивной работе воображения. Воображение лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы детей.

Развивать фантазию и творчество несложно, все упражнения на развитие воображения доставляют удовольствие и маленьким детям, и подросткам, и даже их родителям. Причем взрослым нужно учесть особенности развития воображения и его психологию. Они таковы, что творческая деятельность всегда связана с реальным опытом и накопленными знаниями. А фантазирование влияет на человеческие эмоции. Поэтому, чем богаче личный опыт и эрудиция, тем богаче творческая деятельность человека. А если он мечтает о чем-то приятном и заманчивом, то вдохновляется своими фантазиями, а вот воображая что-то страшное, может заполучить реальные страхи. Поэтому всегда нужно создавать подходящие условия для занятий по развитию воображения. Это нетрудно - главное, сделать их интересными и веселыми. Ведь это игра, во время которой дети выполняют упражнения и не замечают, что заняты серьезным делом - развитием воображения.

Американский психолог Дж. Смит выпустил книгу по творческому воспитанию детей. Книга эта интересна тем, что она особенно ярко выражает типичный подход к обучению, существующий у большинства зарубежных авторов. Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание некоторых условий, способствующих творческому развитию детей. Он выделяет четыре группы таких условий:

Во-первых, это условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

Во-вторых, это условия социально-эмоциональные, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

В-третьих, это психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

И наконец, в-четвертых, интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.

Роль взрослого, по Дж. Смиту, заключается в том, что он должен создать для ребенка все группы условий.

Игры и упражнения для развития творческого воображения для детей дошкольного возраста.

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра - упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра - «Неоконченный рисунок».

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты - образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение - передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый камешек должен иметь сходство с каким - либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож». Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Взрослый раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Взрослый рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14.Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Взрослый раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко - хорошо, потому что лето и т. д.

20. Упражнение «Сказка - рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Развитие внимания и воображения дошкольников.

Внимание и воображение детей дошкольного возраста-это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Думаю, что некому было бы делать научные открытия, а человечество лишилось бы произведений искусства, дети никогда бы не услышали сказок.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста доказывает мне и позволяет сделать соответствующий вывод. Без воображения дети не могут учиться в школе, усваивать сложные программы обучения. На дошкольный период приходится начало развития воображения и фантазии. Интенсивное проявление данного психического процесса проявляется в возрасте 5 лет. Опираясь на многолетнее наблюдения за детьми, могу сказать совершенно уверенно то, что, если воспитатели, педагоги и родители не обращают серьёзного внимание на развитие способности фантазировать у ребёнка, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. У человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, а соответственно теряется интерес к науке, к искусству.

Внимание неотъемлемая часть организации познавательной деятельности, направленность сознания на какой – либо объект. И хотя в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, уже в дошкольном возрасте в процессе игры, общения необходимо начинать формировать внимание произвольное. Его развитие позволяет во многом облегчить ребёнку процесс обучения в начальной школе, когда потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

Воображение- это возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта. Это уже творческое воображение, которое проявляется в сюжетно-ролевых играх. Следует отметить, что если в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотъемлемо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала, и воображение уже может находить в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образом воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность. Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Именно при помощи воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта, ситуации.

Значение воображения в психическом развитии очень велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитии личности ребёнка. Но хочу заметить, воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.

Предлагаю своим коллегам, педагогам, родителям разработанные мной на практике игры, и упражнения, которые могут быть использованы для развития воображения. Они не только позволяют активизировать познавательную деятельность дошкольника, но и будут способствовать развитию речи и творческого мышления детей.

Игры и упражнения для развития внимания и воображения.

Игра: «Укрась слово»

Цель. Развивать воображение и речь ребёнка.

Задание. Подобрать как можно больше определений2 к данному слову.

Осень (какая она?)….

Весна (какая она?)….

Дом (какой)….

Цветок (какой?)…

Игра (какая)…

Игра «Нарисуй что - нибудь».

Цель: Развивать воображение.

Задание. Нарисовать что–нибудь необычное. (На это задание отводиться определённое время – 4 минуты.)

Примечание. О развитом воображении свидетельствует эмоциональное, красочное изображение, хотя оно может быть не очень оригинальным.

Игра «Внимание»

Цель: Развивать внимание и зрительную память. Задание. Нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течении 5-10 минут показывал взрослый.

Игра «Незаконченный рисунок»

Цель: Развивать воображение.

Задание. Посмотреть, на что похожа картинка и продолжить её.

Например: любая геометрическая фигура.

Игра «Зеркало»

Цель. Развивать внимание и координацию движений.

Задание. Стань «зеркалом» и повторяй всё, что будет делать ведущий: ведущий поднимет руки вверх (в стороны, опустит вниз и т. д.), «зеркало» повторит.

Игра «Волшебные превращения»

Цель. Развить воображение.

Задание. Изобразить какое-либо животное или предмет. (Изобразить какого-либо сказочного героя и т. п.) Отгадать, кто или что это, должен взрослый.

Игра «Отгадай, что это?»

Эта игра предполагает владение такими знаниями, как впереди, сзади, справа, слева.

Цель. Развивать внимание ребёнка, умение ориентироваться в пространстве, мышление.

Задание. Отгадай, какую игрушку загадал взрослый (тот сообщает её местоположение-перед тобой, позади, справа, слева).

Игра «Угадай, кто я?»

Цель. Развит воображение. Ход игры. Ведущий или кто- то из детей мимикой, звуками, жестами, изображает кота (петушка, собаки и др. животных).

Задание. Отгадать, кто был изображён. Как догадались?

Игра «Будь внимателен»

Эта игра может проводиться с одним ребёнком или группой ребят.

Цель. Развивать внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ход игры. Дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку даёт команды» «Зайчики», «Цапли», «Лошадки». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой.

«Зайчики» -дети прыгают.

«Цапли» -дети останавливаются и стоят на одной ноге.

«Лошадки» -дети останавливаются и стучат об пол ногой.

«Лягушки» -дети приседают и прыгают вприсядку.

Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

Игра «Представь, будто…»

Цель. Развить воображение.

Задание. Представить и изобразить, как вы задуваете свечи на торте в день рождения, изобразить и озвучить часы ч маятником, которые бьют, изобразить и озвучить мотоцикл, кипящий чайник, изобразить парикмахера, который делает стрижку или причёску, зубного врача, который лечит зуб, повара, который готовит обед, хирурга во время операции, рыболова сидящего на берегу и т.п.

Игра «Животные»

Цель. Развить внимание.

Задание. Если игра проводится с группой детей, то каждому предлагается выбрать любого животного (зайца, волка, тигра, медведя. Рысь, гепарда, лису, ежа, слона, обезьяну). Точно так же поступаем, если играем с одним ребёнком.

Ведущий вперемешку называет животных. Услышав название своего животного, ребёнок должен остановиться и хлопнуть в ладоши. С группой детей можно провести игру на выбывание.

Игра «Да и нет не говорить»

Цель. Развить внимание.

Задание. Ответить на вопросы ведущего, запрещается говорить «ДА» и «Нет». Будьте внимательны. Вопросы:

  1. Ты любишь лето?
  2. Тебе нравится играть в парке?
  3. Ты любишь солнце?
  4. Тебе нравится купаться в море или реке?
  5. Ты любишь рыбалку?

Вопросы могут быть на разную тематику. Например, по временам года. (О зиме, лете, осени, весне).

Игра. «Поём вместе»

Цель. Развивать внимание, память.

Задание. Педагог предлагает спеть какую-нибудь песню, например «В траве сидел кузнечик…». Объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок-начните петь. Два хлопка -пойте песню дальше, но мысленно, про себя. Один хлопок-продолжайте петь вслух.

Если играет группа детей, то тот, кто ошибается выбывает или сам становится ведущим.

Игра «Кто больше заметит небылиц»

Цель. Развивать внимание, умение замечать нелогичные ситуации.

Задание. Отметить все небылицы. (Чтение стихотворения «Радость» К. Чуковского)

Представленные выше игры-упражнения на развитие внимания и воображения очень просты, их можно использовать во время семейного досуга, свободного от занятий время в детском саду, на прогулке, групповой комнате и занять ребёнка (группу детей) не только с пользой для, но и с огромным интересом к дальнейшим совместным играм. Играя с детьми в эти игры педагогу легче закрепить пройденный материал, упражнять детей в различных навыках и умениях. Для нас педагогов огромный простор для развития творческих способностях. Придумывание новых игр и новые идеи приходят сами собой, главное только начать и каждая игра может стать по настоящему авторской, очень легко их преобразовать в соответствии с творческими способностями педагога. Считаю, что игры предложенные мной в более полной мере позволят сформировать такие важнейшие познавательные способности как внимание и воображение. А главное, помогут детям быть успешными в школе и хорошо учиться. Желаю Вам успехов в развитии у ваших детей внимания и воображения! Не сомневаюсь, что представленные игры будут интересны и детям, и взрослым! Спасибо за внимание!

Познавательный интерес у ребенка значительно активнее и быстрее развивается посредством игры потому, что человеку по своей природе нравится играть, а мотивов в любой игре достаточно много.

Сама по себе игра достаточно эмоциональное действие, и она способна оживить даже самую сухую информацию. А вовлечение всех участников игры в активный процесс, делает информацию, получаемую дошкольником в игровом процессе более запоминающейся и восприимчивой.

Дидактическая игра «А что бы было, если бы...»

Цель: развивать фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии

Вариант 1. Фантастические гипотезы

Педагог высказывает гипотезу, а дети развивают ее.

Например:

Что было бы, если бы не было ночи...

Что было бы, если бы деревья умели летать...

Что было бы, если бы дома были бы на колесах...

И тому подобное…

Вариант 2. Последствия событий

Педагог рассказывает о каком-либо событии, а ребенок продолжает, предвидя последствия.

Например:

Кошка нашла семена подсолнечника...

Медведь пришел во двор...

Вариант 3. Чего на свете не бывает

Педагог предлагает ребенку нарисовать то, чего в действительности не бывает, и придумать рассказ по содержанию изображенного рисунка. Почему такое могло случиться? Что будет происходить дальше?

Например:

Снеговик стоит среди цветов, так как он мечтал увидеть лето и попросил волшебника перенести его в теплые края и др.

Игра «Сказки наоборот»

Дети по предложению педагога меняют известные сказочные сюжеты и составляют новую сказку - наоборот.

Например, как строгий Колобок терроризирует жителей леса, обманывает Лисичку.

Или мальчик может быть не с пальчик, а великаном...

Или злая Золушка оскорбляет сестер и спорит с мачехой.

Или доверчивый Волк может оказаться в сетях коварных козлят.

Игра «Рассказы – чушь»

Цель: учить детей определять тезис размышления вставными конструкциями я думаю, я знаю, мне кажется, на мой взгляд; отрицать несоответствующие явления, используя словосочетания потому что.

После заслушивания рассказов-нелепостей дети определяют несоответствия, которые они заметили. Побеждает тот, кто назовет их больше.

Примеры таких рассказов:

1. Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Затем слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

2. Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то они упали прямо в воду. У озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько подберезовиков. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!

Игра «Пофантазируем вместе»

Необходимо подобрать слова, которые обычно вместе не используются. Их необходимо применить в одной истории. Допустим, это - два слова «мышь» и «шкаф». Теперь различными предлогами и союзами соединяем придуманные слова: мышь на шкафу (под, за, перед, из-за, позади, через). Выбираем наиболее удачное сочетание и развиваем его дальше.

Словесная игра «Фантастическая сказка»

Детям предлагают слова, на основе которых они должны придумать какую-то историю. Например, называют пять слов из одной сказки, а шестое слово - чужое.

Вариант 1

Сначала ребенок рассказывает известную сказку, а ближе к концу или уже в конце взрослый вводит нового персонажа.

Вариант 2.

Вместе с набором картинок вводится незнакомый объект, которого нет в данной сказке.

«Салат из сказок «

Можно «разыграть» и смешать разные сказки, вводя в их содержание персонаж из любого рассказа, мультфильма, из жизни.

Катится, катится Колобок, а навстречу ему - Буратино с Курицей Рябой. Буратино и говорит:

Пойдем в Страну Дураков, я тебя там, Колобочек, закопаю. Вырастет каравай - вот такой высоты, вот такой ширины...

Дюймовочка встретила Колобка, как вдруг появился Волк. Что было дальше?

«Фантастические гипотезы»

Технология подобных гипотез достаточно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы...?

Образец вопроса

Что было бы, если бы исчезли все взрослые?

Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?

Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?

Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?

«Почему это слово так называется?»

Цель: закрепить умение детей составлять рассказ-размышление из трех структурно-смысловых частей; использовать сложноподчиненные предложения с придаточными причины, последствия в доказательной части рассказа-размышления.

Мудрая Сова предлагает детям объяснить, почему именно так называется то или иное: подснежник, подорожник, снегирь, зверобой, подберезовик...?

Почему сказочные герои имеют вот такие имени: Незнайка, Золушка, Снегурочка...?

«Что будет, если?»

Цель: учить детей самостоятельно находить варианты решения проблемы; развивать творческое мышление, внимание, воспитывать гуманное отношение к окружающей среде.

Вариант 1. Что будет, если...

1) снег не растает?

2) cолнце не зайдет за горизонт?

3) птицы не полетят на юг?

Вариант 2. Что необходимо сделать для того, чтобы...

1) спасти Зайчика от Волка?

2) спасти Колобка от Лисы?

3) защитить теремок от медведя?

Примечание.

Во время игры применяется метод анализа. Сущность его заключается в том, что любая задача расчленяется на ряд составляющих. Затем высказываются предложения по составляющей, устанавливаются взаимосвязи различными предметами, явлениями.

просмотров